ГОТИКА — художественный исторический стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Он возник на основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского мировоззрения. Греки презрительно называли их варварами, что буквально означает “непонятно болтающие”, подчеркивая грубо звучащий для греческого слуха язык. Позднее римляне дали им общее название “готы”. Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы. Готика — это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы башен, симфония света, камня и стекла. Высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы – всё это являлось характерными чертами архитектуры того времени.
Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии.
Факт рождения готического стиля многие специалисты считают кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII века носила ярко выраженный “возрожденческий” характер. О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. Ладовский: “Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше”.
Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Ее позднейшая разновидность так и называется стилем интернациональной готики.
Преодоление тяжести тела и души стало с этих пор главным устремлением человека в искусстве. Античные формы с их равновесием сил опоры и давления для этой цели уже не годились. Готика, как и Барокко, оказывается не искусством целесообразного, а искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром воображения. Все ее детали — “атрибуты чувства”.
Поздняя Готика XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила название “пламенеющей готики”. Архитектурный декор терял свою объемность, становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов. Наиболее характерным примером стиля “пламенеющей готики” стали извивающиеся наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению.
Последнюю кризисную стадию развития стиля “интернациональной готики” Северной Италии XV столетия часто называют “готическим маньеризмом”. В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, острая, доходящая до гротеска, графичность, обилие сложных аллегорий, символики, странных, болезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность натуралистически трактованных деталей, сверкающих подобно драгоценным камням в живописной оправе.
ЦВЕТ
Вопреки представлению о “мрачности” средневековой культуры, можно утверждать, что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпа-лер-мильфлёров, живыми цветами, блеском золота церковной утвари и сиянием свечей. А постоянно меняющееся состояние неба, лучи света, свободно проникающие внутрь собора через многоцветные стекла огромных витражей, создавало совершенно ирреальное ощущение... Здесь имела место глубокая символика цвета. Поэты и историки средневековья любят говорить о том, что в Целом “цвет Готики — фиолетовый”. Это Цвет молитвы и мистического устремления души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В готических витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.
Первоначально готическая архитектура — разрешала одну главную конструктивную задачу: облегчение сводов. Когда пределы легкости были достигнуты, этот стиль потерял конструктивную базу для развития. Его внутренние возможности были исчерпаны, хотя еще долго, как бы по инерции, Готика питала различные виды искусства. Длительный кризис, исчерпанность форм “пламенеющей” и “интернациональной готики” показывал необходимость поиска новых формообразующих принципов, вероятнее всего, по контрасту, на основе возвращения к классическим формам. Так в недрах Готики подготавливался Ренессанс. Однако этим история готического стиля не закончилась. Долгое время она считалась, как не имеющая художественной ценности, уходящая эпоха средневековья, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками. В конце XVIII - начале XIX вв. в рамках движения “национального романтизма” возник стиль Неоготики в Англии, Франции, Германии и России. На рубеже XIX-XX вв. Неоготика проявилась снова уже как одно из течений искусства Модерна.
Названия больших исторических стилей имеют долгую жизнь, в течение которой их смысл часто расширяется настолько, что уже не укладывается в первоначальное значение термина. Готика является объектом стилизации и пародирования. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется у нас с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами более шести веков назад.